Золотая Воздушная медаль FAI находится рядом с золотой Космической медалью FAI в паре — две высшие награды, предлагаемые FAI. Золотая воздушная медаль FAI предназначена для «тех, кто внес большой вклад в развитие воздухоплавания своей деятельностью, работой, достижениями, инициативой или преданностью делу авиации»
С момента основания в 1924 году награду получили 77 человек, и все они оставили свой след в авиации.
В те первые дни авиаторы раздвигали границы технологий и мужества. 1920-е и 30-е годы были эпохой значительных исследований и разработок в авиации, и, конечно же, многие из этих отважных пилотов летали, имея в компании только карту, компас, солнце и звезды.
Большинство ранних золотых медалей были вручены за дальние полеты, некоторые из которых были совершены в одиночку. Самая первая Золотая воздушная медаль FAI была вручена генералу маркизу Франческо де Пинедо из Италии в 1925 году за его удивительный дальний полет на 53 340 км из Рима в Мельбурн, Австралия; Токио, Япония и обратно в Рим на летающей лодке SIAI S.16ter, которую он назвал «Дженнариелло».
Первой женщиной, получившей золотую медаль FAI, была амбициозная Джин Баттен, родившаяся в Новой Зеландии, которая установила рекорд по одиночному полету на биплане из Англии в Австралию и обратно в 1934 году.
Награды также были вручены за инновации, которые попали в заголовки международных газет, поскольку инженеры стремились создать новые решения для быстро растущих потребностей людей в бурные первые десятилетия 20-го века. Хьюго Эккенер совершил кругосветное путешествие на великолепном дирижабле Graf Zeppelin и получил награду в 1931 году. Замечательный автожир Хуана де ла Сьервы, шарнирно-сочлененный ротор, которого привел к первому в мире успешному полету стабильного винтокрыла и принес ему награду в 1932 году.
— 1925 Francesco de Pinedo, Италия,
— 1926 год Алан Кобхэм, Великобритания
— 1927 г. Чарльз Линдберг, США
— 1928 г. Берт Хинклер, Австралия
— 1929 ДИДУДОННА Костенс, Франция
— 1930 Итало Бальбо, Италия
— 1931 Гюго Экенер, Германия
— 1932 Хуан де Ла Серва, Spain
— 1933 Wiley, USA
— 1934 1932. C.W.A. Скотт, Великобритания,
— 1935 Награды не присуждались
— 1936 Жан Мермоз, Франция,
— 1937 Джин Баттен, Великобритания.
Поскольку Вторая мировая война отвлекла внимание от дерзких подвигов за газетные призы, развитие авиации было сосредоточено на военных операциях. После 1937 года Золотая воздушная медаль FAI не присуждалась до 1946 года. Техническое мастерство было признано, когда инженеры и пилоты сосредоточили свои взгляды на больших расстояниях в сторону скорости. Звуковой барьер преодолел Чарльз Йегер, достигший скорости 1,06 Маха на реактивном Bell X-1, а рекорды скорости установила Жаклин Кокран, которая преодолела 1050 км/ч.
Питер Твисс летел еще быстрее, разогнавшись до 1132 км/ч в Дельте Фейри. Французская художница и боец Сопротивления Жаклин Ориоль получила лицензию пилота в 1950 году, а в 1951 году выиграла у Кокран рекорд скорости полета среди женщин.
Инновации этого периода были отмечены FAI. Были признаны люди, которые разрабатывали реактивные двигатели, изучали аэродинамику и проектировали самолеты, в том числе Игорь Сикорский за его конструкции вертолетов.
Военная необходимость в обеих мировых войнах заставляла пилотов петлять и уворачиваться в небе на максимальной скорости. Их технические навыки передавались пилотам, которые использовали свои пилотажные таланты, чтобы поразить публику на авиашоу. Испанец Хосе Арести основал школы высшего пилотажа и создал профессиональные руководства, в конечном итоге основав аэрокриптографический язык, который используется до сих пор.
Положив начало советской и американской «космической гонке», мужество космонавта Юрия Гагарина, который стал первым человеком в космосе, стало самым значительным достижением в авиации в 1961 году, и Гагарин был должным образом награжден своей золотой медалью FAI. Действительно, после его смерти в 1968 году FAI учредила Золотую медаль Юрия А. Гагарина.
— 1946 Игорь Сикорский, США
— 1947 Чак Йегер, США
— 1948 Награды не присуждались
— 1949 Награды не присуждались
— 1950 Фрэнк Уиттл, Великобритания
— 1951 Эдвард П. Уорнер, США
— 1952 Награды не присуждались
— 1953 Жаклин Кокран, США
— 1954 Джеймс Дулиттл, США
— 1955 Морис Юрель, Франция
— 1956 Питер Твисс, Великобритания
— 1957 Дэвид Дж. Саймонс, США
— 1958 Андрей Николаевич Туполев, СССР
— 1959 Пьер Сатр, Франция
— 1960 Юрий Гагарин, СССР
— 1961 Джеффри Де Хэвилленд, Великобритания
— 1962 Награды не присуждались
— 1963 Жаклин Ориоль, Франция
— 1964 Владимир Коккинаки, СССР
— 1965 Роберт Л. Стивенс, США
— 1966 Александр Сергеевич Яковлев, СССР
— 1967 Джозеф А. Уокер, США
— 1968 Сергей Ильюшин, СССР
— 1969 Хосе Луис Арести Агирре, Испания
Во второй половине двадцатого века был признан широкий спектр достижений, когда воздушный спорт набирал обороты и привлекал внимание средств массовой информации, поскольку соревнования элитного уровня позволяли пилотам и спортсменам совершенствовать свои навыки и поощрять новых участников. FAI признала время и самоотверженность, которые люди отдали воздушному спорту, например, Майк Мерфи, пилот-первопроходец авиашоу, который стал делегатом CIVA и судьей чемпионата мира по высшему пилотажу.
Авиационные исследования и инновации продолжались… Новозеландский пилот-планерист Шолто Гамильтон Джорджсон был награжден золотой медалью FAI в 1976 году за тщательное картографирование системы горных волн в стране Макензи, что позволило ему установить множество мировых рекордов высоты. Еще один человек, внесший вклад в планеризм, не нуждается в представлении для тех, кто парит: Энн Уэлч, чье впечатляющее наследие легло в основу диплома FAI по планерному спорту от ее имени, была награждена золотой медалью FAI в 1980 году. Первая женщина-пилот в Турции, Сабиха Гекчен, получившая золотую медаль за полет в 1990 году за ее решимость и смелость получить квалификацию и работать пилотом, в 2002 году в ее честь была названа медаль FAI.
Еще одним заметным лауреатом был Пол Маккриди, чей самолет Gossamer с приводом от человека поднялся в небо в конце 1970-х годов. Помимо награды FAI, он получил призы Кремера за свои любительские изобретения, а сам Кремер был награжден Золотой воздушной медалью FAI в 1987 году за помощь в развитии авиации с помощью призовых поощрений. Авиатор Джехангир Ратанджи Дадабхой Тата, основатель Air India и Tata Group в целом, также получил эту выдающуюся медаль.
Чтобы ознаменовать конец великолепного века авиационного прогресса, Бертран Пикар и Брайан Джонс стали лауреатами в 1999 году за первый в истории кругосветный полет на воздушном шаре. В марте того же года они путешествовали из Швейцарии в Египет, совершив кругосветное путешествие за 15 дней 10 часов 24 минуты. (См. изображение в заголовке статьи).
— 1970 Дик Меррилл, США
— 1971 Элген Лонг, США
— 1972 Марина Попович, СССР
— 1973 Дон Андерсон, Австралия
— 1974 Александр Васильевич Федотов, СССР
— 1975 Кертис Питтс, США
— 1976 Шолто Гамильтон Джорджсон, Новая Зеландия
— 1977 Майкл Мерфи, США
— 1978 Ханс Вернер Гроссе, Федеративная Республика Германия
— 1979 Пол Маккриди, США
— 1980 Энн Уэлч, Великобритания
— 1981 Жан-Пьер Фрайбургхаус, Швейцария
— 1982 Пол Поберезный, США
— 1983 Ян Микула
— 1984 Дж. Р. Д. Тата, Индия
— 1985 Ральф Пол Алекс США
— 1986 Семен Харламов, СССР
— 1987 Генри Кремер, Великобритания
— 1988 Август Христов Кабактчиев, Болгария
— 1989 Джордж Альфред «Питер» Ллойд, Австралия
— 1990 Сабиха Гёкчен, Турция
— 1991 Кён О Ким, Южная Корея
— 1992 Ченек Кепак, Словакия
— 1993 Олави Раутио, Финляндия
— 1994 Скотт Кроссфилд, США
— 1995 Ханспетер Хирцель, Швейцария
— 1996 Александр Пименофф, Финляндия
— 1997 Аттила Такой, Турция
— 1998 г. Награды не присуждались
— 1999 Бертран Пикар, Швейцария
— 1999 Брайан Джонс, Великобритания
21 век начался с золотой воздушной медали FAI для парашютиста Эйлифа Несса, которому приписывают модернизацию FAI, внедрение авиационного спорта в основной спортивный мир и использование возможностей средств массовой информации.
Приключения на расстояния продолжались и в начале 2000-х, когда Стив Фоссет и Дэвид Хемплман-Адамс были среди награжденных золотой медалью за их выдающиеся достижения в полетах на воздушном шаре.
Первый самостоятельный полет на одномоторном самодельном самолете над Южным полюсом совершил Джон Йохансон из Австралии, который в 2004 году был должным образом награжден Золотой воздушной медалью FAI. а также был уважаемым судьей и официальным лицом FAI, получив награду в 2005 году.
Пилоты высшего пилотажа также занимают видное место в списке: россияне Виктор Смолин и Михаил Мамистов и чех Иржи Кобрле добились больших успехов и уделяют время развитию своего вида спорта.
Джону Дикенсону приписывают изобретение современного крыла для дельтаплана, и в 2011 году он был награжден золотой воздушной медалью FAI. Уильям Мойес продемонстрировал миру крыло Дикенсона и помог продвигать и развивать этот вид спорта, получив признание в 2014 году.
В 2015 году швед Ханс Окерстедт за свою преданность истории воздухоплавания и безопасности был отмечен за заслуги перед этим видом спорта.
Самая последняя Золотая воздушная медаль была присуждена в 2019 году канадско-американскому изобретателю Домине Джалберт, чья работа над куполами и воздушными устройствами с многоячеечным крылом стала ключом к современному парапланеризму, кайтингу и прыжкам с парашютом.
— 2000 Эйлиф Несс, Кипр
— 2001 Награды не присуждались
— 2002 Стив Фоссет, США
— 2003 Награды не присуждались
— 2004 Джон Йохансон, Австралия
— 2005 Ричард Мередит-Харди, Великобритания
— 2006 Виктор Смолин, Россия
— 2007 Юджин Сернан, США
— 2008 Йиржи Кобрле, Чехия
— 2009 Бэррон Хилтон, США
— 2010 Дэвид Хемплман-Адамс, Великобритания
— 2011 Джон Дикенсон, Австралия
— 2012 Михаил Мамистов, Россия
— 2014 Уильям Мойес, Австралия
— 2015 Ханс Окерштедт, Швеция
— 2016 Награды не присуждались
— 2017 Награды не присуждались
— 2018 Герман Триммель, Австрия
— 2019 Домина Джалберт, США
— 2020 Награды не присуждались
— 2021 Награды не присуждались
— 2022 Награды не присуждались