15 июня 1921 года FAI предоставило чернокожей летчице по имени Бесси Коулман лицензию пилота. Коулман — десятый из тринадцати детей, родившихся в Ваксахачи, штат Техас, в семье афроамериканцев и коренных американцев — стала первым цветным человеком, получившим официальную лицензию пилота FAI. Вдохновленная мужеством европейских женщин-авиаторов, эта бесстрашная молодая женщина совершила путешествие из Чикаго во Францию и вошла в учебники истории, вдохновляя поколения будущих пилотов.
Во время работы мастером маникюра в Чикаго, Бесси Коулман посетил ее брат, чьи насмешки побудили ее подняться в небо: Джон Коулман служил во Франции во время Первой мировой войны и сказал Бесси, что французские женщины были настолько «свободны», что могли даже летать на самолетах.
В его комментариях была правда: Франция была всемирно известна своими пионерами авиации. Между 1910-1911 годами FAI выдало женщинам первые десять лицензий пилотов; все были европейцами, за исключением Харриет Куимби, первого в мире американского пилота, имеющего лицензию. Всего через несколько лет после того, как отважные авиаторы, такие как Раймонда де Ларош, Марта Ниль, Мари Марвинг и Элен Дютье, начали свою летную карьеру, Бесси Колман начала поступать в американские летные школы, чтобы научиться управлять самолетом.
Ни одна школа не приняла афроамериканку.
Чтобы осуществить свою мечту, единственный выход Бесси, — предложил Роберт Эбботт, темнокожий юрист, издатель и основатель афроамериканской газеты Chicago Defender, — было поехать во Францию. Она брала уроки французского, начала копить и искать спонсоров (включая Эббота), в конце концов заказав перелёт из Штатов в Европу на борту SS Imperator в ноябре 1920 года.
После записи в летную школу Chaudron в Ле Кротуа на Сомме, Бесси научилась летать в течение семи месяцев, смело взяв на себя управление заведомо ненадежным бипланом Nieuport 564. После получения лицензии FAI 15 июня 1921 года Бесси продолжила обучение, чтобы отточить свои навыки и научиться технике выполнения акробатических трюков, которые должны были стать ее фирменными приемами.
Вернувшись в США, газета Chicago Defender продолжила спонсировать Бесси, поскольку ее карьера в качестве одного из знаменитых пилотов «барнстормеров» пошла вверх. Она отправилась в тур по авиашоу, в котором она поражала зрителей своими трюками: ходила на крыльях самолета или прыгала с парашютом с самолета, пока второй пилот брал на себя управление. Широко известная как «Королева Бесс» или «Храбрая Бесси», она стала сенсацией средств массовой информации и приобрела огромное количество поклонников из всех слоев общества по всей стране.
100 лет, как Бесси Коулман получила лицензию пилота
Посвященная борьбе с расизмом, Коулман проводила время между шоу, обращаясь к публике по всей территории США, чтобы продвигать авиацию для людей из числа меньшинств. Она упорно отказывалась выступать в шоу, запрещавших афроамериканских посетителей или требовавших сегрегации аудитории. Она мечтала создать летную школу для молодых черных авиаторов, комментируя это так:
«Воздух — единственное место, свободное от предрассудков».
Пилоты-каскадеры во время бурной эры имели возможность покупать бывшие военные самолеты, такие как Curtiss JN-4 «Jennies» или DeHavilands, построенные в большом количестве для обучения пилотов во время Первой мировой войны. Барнстормеры привлекали толпы своей воздушной акробатикой, включая ходьбу на крыльях, ныряние, петли и прыжки с парашютом — опасные трюки, особенно на самолетах, которые часто были в плохом состоянии и ненадежны.
К февралю 1923 года Бесси накопила достаточно, чтобы купить свой собственный самолет — Дженни. Именно в этом самолете она совершила крушение после остановки двигателя, сломала ногу и ребра и провела три месяца в больнице. Самолет был разрушен, и прошло два года, прежде чем она начала регулярно летать, хотя ее агитационные мероприятия и выступления по-прежнему пользовались большим успехом, поскольку она путешествовала по южным штатам.
Бесси снова скопила, чтобы купить еще одну Дженни с двигателем OX-5 мощностью 90 лошадиных сил в 1926 году, а 30 апреля она отправилась в испытательный полет со своим механиком Уильямом Уиллсом. Через десять минут после начала полета самолет развернулся, и на высоте 610 м Бесси, на которой не было ремней безопасности, поскольку она хотела увидеть место приземления с парашютом, была сброшена с сиденья и скончалась при ударе о землю. Самолет, в котором все еще был привязан Уиллс, упал с неба, и он тоже разбился. Позже выяснилось, что причиной аварии стал незакрепленный гаечный ключ, который застрял внутри механизма управления.
Не прошло и пяти лет после получения ее аккредитации, как останки первой в мире черной женщины, имеющей лицензию пилота, были помещены в гроб и задрапированы флагом США, и их сопровождали шесть человек, несущих гроб в форме, зарубежных ветеранов восьмой афроамериканской пехоты. На ее похороны пришло более 5000 человек. Ей было всего 34 года.
Отважная женщина, которая бесстрашно преследовала свои собственные цели и боролась за гражданские права, выдающийся вклад Бесси Коулман в историю на протяжении многих лет отмечен многочисленными наградами, включая книги, монеты, марки и фильмы, а также названия улиц.
100 лет, как Бесси Коулман получила лицензию пилота