В данной статье я хочу поделиться своими наблюдениями за образованием льда в карбюраторах. Раньше мы особо не придавали значения возможному образования льда в карбюраторах, т.к. летали не высоко и не далеко.
Но когда при попытке перелететь Эльбрус на аэрошюте в 2004 году ( https://airsport.ru/articles/pervye-v-mire-polyoty-aeroshyuta-v-prielbruse.html ) на высоте почти 5400 метров наш двигатель Rotax отказался работать. При снижении двигатель запустился, но работал с перебоями.
Лёд в карбюраторе
Попытку перелететь Эльбрус оставили на следующий год. Чтобы проанализировать ситуацию и как следует подготовиться.
И хотя образование льда в карбюраторах не является распространённым явлением, но всё же может случиться при определённых сочетаниях температуры/влажности/точке росы.
На фотографии вы можете видеть лёд в карбюраторе. Этот лёд вызывает реальные проблемы в большинстве случаев. Он нарушает воздушные поток и уменьшает объём топливной смеси поступающей через игольное отверстие.
Как правило, проблемы со льдом в карбюраторах возникают при частично открытой заслонке, на малых и средних оборотах. Двигатель начинает терять мощность и обороты медленно падают. В этот момент наилучшим выходом для пилота будет дать полный газ, чтобы полностью открыть дроссельную заслонку. Если двигатель реагирует на полный газ или почти реагирует, то у вас есть чуть больше времени для принятия решения о посадке и выборе места посадки. Снижение в более тёплые слои приземного воздуха часто помогают растопить лёд.
Найдите подходящую площадку для посадки. Выключите двигатель сразу и осмотрите карбюраторы. Если на них виден лёд или с них капает вода, то можете быть уверены, что только что пережили обледенение карбюраторов. Можно подождать минут 15 или чуть более. За это время лёд в карбюраторах растает от тепла двигателя. Затем запустите двигатель и проверьте отклик на газ. Если всё нормально – можно снова летать. Но помните, что вы можете снова обледенеть на той высоте, на которой вы летали до этого.
Опрос многих пилотов показал, что они думают об образовании льда в карбюраторах:
Все пять приведённых постулата НЕПРАВИЛЬНЫ!!!
Если вы верите хотя бы в один из них, то у вас есть гигантский шанс совершить незапланированную посадку или совершить аварию. И вот почему:
Хотя большую часть физики образования льда в карбюраторах можно найти в учебниках, мои же наблюдения основаны на многолетних тестах и экспериментах. В природе некоторых споров на этот счёт лежат мнения, вырванные из контекста различных публикаций. И я решительно считаю, что в вопросах безопасности полётов не должно быть дебатов или эзотерических умозаключений без тестов и опытов, а все подобные заявления аморальными и препятствующими пониманию рисков.
Чтобы снизить возможности аварий по причине обледенения, я считаю, что пилоты должны получить больше понимания в этом вопросе. В вопросах подогрева карбюраторов или температурных датчиков. Всё это ничтожно малая цена за сохранение своего аппарата или своей жизни или жизни ваших пассажиров.
Летайте безопасно!