Существует множество решений летательных аппаратов. На чём остановить свой выбор и что лучше? Спросите людей разных пристрастий и станет ясно — однозначного ответа здесь нет и понятия «лучше — хуже» весьма субъективны. Одних влечёт усиление лётных возможностей, других близость к ощущениям чистого полёта, третьих степень экстрима и т.д. Все варианты имеют свои прелести и недостатки.
Аэростат— воздушный шар объёмом порядка 2000 м2 с подвешенной корзиной. Наполняется обычно воздухом, нагреваемым специальными горелками. Может перемещаться в горизонтальных воздушных потоках со скоростью ветра в прямом смысле. Это не означает «куда понесёт». Опытные воздухоплаватели умеют менять высоту, находя требуемое им направление и выполнять маршрутные полёты, а на соревнованиях возвращаться в точку старта. |
Дирижабль— аэростат обтекаемой формы, оснащённый силовой установкой. Наполнен гелием. Скорость передвижения относительно воздуха порядка 20 км/ч. Недостатки — необходимость огромного ангара, определённых условий эксплуатации и заоблачная цена. |
Парашют— купол площадью порядка 50 м2 с системой ременной подвески — обычно используется при спускании с воздушных средств, имеет низкое аэродинамическое качество, т.е отношение пролетаемого (в горизонте) пути к теряемой высоте больше определяется ветром, чем парашютистом. Полёт же на буксире трудно отнести к полноценному полёту, хотя, несомненно, тоже может доставить удовольствие. |
Бейсджампинг— прыжки со специальным парашютом со стационарных высоких объектов. Больше заинтересует любителей чистого экстрима, чем «летунов». |
Вингсъют— костюм, позволяющий заменить падение парашютиста со скоростью 200 км/ч на полёт со скоростью 150 км/ч и снижением 100 км/ч. Именно поклонников этого адреналинящего увлечения называют «бёрдмен», т.е. человек-птица. |
Джетмен— (человек-самолёт) — крыло с размахом 2,5 м с четырьмя реактивными керосиновыми турбинами с тягой по 22 кг каждая. Крепится на спине пилота и позволяет, стартуя из самолёта с высоты 2,5 км, улететь на 30 км, развивая скорость 200 км/ч и затем приземлится на планирующем парашюте. «Летайте как самолёт, но без самолёта» — говорит создатель аппарата Ивайс Росси. |
Планирующий парашют— управляемый парашют обычно прямоугольной формы. Имеет разные площади (грубо — порядка 20м2) и назначения. Используется в соревнованиях на точность приземления. Требует летательного аппарата для подъёма на необходимую для прыжка высоту. |
Параплан— тот — же планирующий парашют, только модифицированный. Это уже скорее мягкое крыло овальной формы, обычно прикреплённое к лёгкому креслу пилота. Скорость крейсерская 30 — 40 км/ч. Имеются варианты для новичков и спортивные модели, но общее назначение — парение. Мастера летают долго и далеко набирая в потоках высоту и «перебегая» к следующему восходящему потоку. Для взлёта, как правило, используется наветренный склон холма или специальная лебёдка. |
Парамотор— закрепляемая на спине, конструкция силовой установки для расширения стартовых и лётных возможностей параплана. Большим плюсом является компактность — весь комплект легко умещается в легковом автомобиле. |
Паралёт— парамотор с телегой. Более комфортный в полёте и чуть менее удобный в транспортировке летательный аппарат. Имеются более «пилотажные» варианты и наоборот — «для начинающих». |
Аэрошют— более спокойный вариант паралёта (хотя на самом деле разделение на типы условное). Управление в воздухе осуществляется педалями и руки остаются свободными, что очень удобно для фото-видео-съёмок. |
Дельтаплан— крыло, имеющее жесткий каркас в основе, что повышает скоростной диапазон до пределов 40 — 90 км/ч… Благодаря каркасу крыла более стоек к порывам ветра, чем мягкокрылые парапланерные собратья… Имеет тот же недостаток, как и параплан — даже при наличии солидного опыта использования воздушных потоков, очень проблематичен старт в равнинной местности. |
Мотодельтаплан— дельтаплан с силовой установкой. Позволяет осуществить старт в равнинной местности, но довольно требовательный к мастерству пилота особенно при взлёте и посадке. |
Дельталёт— мотодельтаплан, имеющий телегу на шасси. Балансировочная (крейсерская) скорость, обычно, 60 — 90 км/ч. Более стоек к ветру, чем аппараты с гибким крылом. Возможно является неким оптимальным вариантом по соотношению данные/цена. |
Автожир— аппарат, который вместо несущего крыла имеет винт, раскручиваемый в полёте набегающим воздухом. Двигатель же вращает другой — (обычно толкающий) винт. Выигрывает у дельталёта по показателям устойчивости к ветру. Счёт пробега при приземлении идёт на метры Существуют аппараты с изменяемым углом атаки лопастей. Такие экземпляры обладают «вертолётным» взлётом — посадкой. Автожиры требовательны к мощности мотора и имеют относительно высокую цену. |
Вертолёт— имеет приводной несущий винт, тяга которого превышает вес всего аппарата. Благодаря этому он может обходиться весьма скромной площадкой для взлёта-посадки. Несмотря на этот великий плюс, встречается нечасто из — за высокой цены и сложности конструкции. |
Планер— обладает самым высоким аэродинамическим качеством, но требует специальных средств для старта и проигрывает другим аппаратам по габаритным характеристикам. |
Мотопланер— промежуточное звено между планером и самолетом. Соответственно обладает смесью достоинств и недостатков того и другого. На многих моделях вся силовая установка может убираться в фюзеляж в воздухе. |
Самолет— летательный аппарат с аэродинамическими крыльями и двигателем. Из-за удобных лётных характеристик пользуется уважением лётчиков. Большой выбор конструкций позволяет остановиться изготовителям на трудоёмком, но доступном варианте. Стоит, грубо, как две иномарки. |