Откуда берется ветер

+2
14:41
1.08K
Откуда берется ветер

В этой статье мы пристально рассмотрим ветер, и что заставляет его дуть. Мотивом изучения этого теоретического раздела является то, что чем больше мы знаем о силах, вызывающих ветер, тем лучше мы подготовлены к пониманию того, что происходит, и к возможности сделать основанное на этих знаниях суждение о том, что произойдет в дальнейшем.

Оставаясь в стороне от нескольких важных моментов, скорость и направление ветра могут быть предсказаны в зависимости от того, где именно мы находимся внутри определенной погодной системы (синоптической ситуации). Очень часто лучшим индикатором нашего местоположения в погодной системе является направление существующего ветра и изменение его направления с течением времени. Чтобы уяснить это, требуется понимание того, как ветер движется вокруг систем с высоким и низким атмосферным давлением, которые мы будем называть " антициклон " (атмосферная система с высоким давлением в центре — “High” или “Н”) и " циклон " (система низкого давления – “Low” или “L”), к которым мы подойдем после краткого обзора атмосферного давления как такового.

Ветер — это просто горизонтальное движение воздуха. 10-узловой ветер означает продвижение массы воздуха на 10 морских миль в час. Воздух — это текучая среда со своей массой, подобная воде, только в 800 раз легче воды, т.е. менее плотный, и значительно более способен к сжатию. Понимание текучей натуры воздуха, его взаимодействия с водой, как жидкостью, и с водяным паром, является ключевым в объяснении большинства погодных условий.
Взаимодействие между текучими средами воздуха и поверхности моря вызывает волны; подобное взаимодействие между высоко дующим ветром и водяным паром в облаках образует волны из облаков. Видимые волны облаков показывают нам направление ветра на высоте так же, как волны на воде показывают направление ветра над поверхностью моря. Очень ценно знать направление ветра на высоте, так как это информирует нас о направлении движения шторма. А штормы и фронтальные системы в атмосфере ведут себя подобно водоворотам и волнам в водной среде.

Воздух удерживается у Земли гравитацией (силой тяжести); если бы Земля не была достаточно тяжелой, чтобы обеспечить такое притяжение, воздух был бы выброшен в космическое пространство центробежной силой от вращения нашей планеты. Поскольку воздух сжимаем и удерживаемая его сила тяжести уменьшается с высотой, большая часть воздушной массы спрессована в относительно тонком слое у поверхности земли и этот слой имеет тем большую плотность, чем ближе к поверхности Земли. Грубо говоря, 80 процентов воздуха атмосферы сосредоточено ниже 40,000 футов и около 50 процентов ниже 18,000 футов над поверхностью. Именно эта высота, которая находится на середине высоты атмосферы Земли, и является важной демаркационной линией в метеорологии, потому что большинство атмосферных явлений, которые мы воспринимаем как погоду на земле, происходят в этой части атмосферы. Ветра, дующие выше этой линии, значительно сильнее и стабильнее, чем над поверхностью; так же изменение состояния воды в облаках – от пара к ледяным кристаллам – происходит на этой высоте.

Наряду с уменьшением плотности атмосферы с высотой, воздух становится холоднее, так как все меньше и меньше «атмосферного одеяла», сохраняющего тепло, остается над ним. В среднем, температура воздуха понижается на 4 F° на каждые 1000 футов высоты, если подниматься через атмосферу. Четкие нижние или верхние границы облаков находятся на высотах, где температура воздуха падает до точки росы.

Хотя вес воздуха на единицу объема (плотность) очень невелик, общий вес его весьма впечатлят. Например, в обычной комнате содержится около 100 фунтов воздуха, в то время как над каждой квадратной милей поверхности земли мы имеем 30 миллионов тонн воздуха, и эта огромная его масса не всегда распределена равномерно над поверхностью. Именно неравномерное распределение воздуха над землей и есть то, что причиняет ветер. Если ветер дует через целый штат, например с севера с силой 20 узлов в течение целого дня, значит, там, на севере, было намного больше воздуха, чем на юге. Количество воздуха над любым местом определяется величиной атмосферного давления в этом месте. Чтобы охарактеризовать атмосферное давление, необходимо просто установить, сколько весит столб воздуха над определенной площадью поверхности. Типичное значение будет 14,7 фунтов на квадратный дюйм, понимая это так: столб воздуха поперечного сечения в один дюйм, простирающийся от поверхности до верхней границы атмосферы, весит 14,7 фунтов. Атмосферное давление обычно варьируется от 14,4 до 14,8 фунтов на квадратный дюйм.

Однако обычно атмосферное давление выражают в миллиметрах ртутного столба или в миллибарах (14.7 фунтов на квадратный дюйм = 1013.25 mb). Миллиметры ртутного столба, как единица измерения давления, приняты от ртутного манометра – прибора для измерения давления. Высота ртутного столба растет или падает в соответствии с давлением атмосферы на открытую поверхность ртути. Эти единицы измерения применяются в авиации и радио и теле прогнозах погоды.

С другой стороны, в прогнозах погоды на море и на всех картах погоды принято отражать атмосферное давление в миллибарах (mb), и это лучшая единица измерения для изучения погоды. Миллибар – метрическая единица, равная давлению одного килограмма веса на площадь в один квадратный метр. Можно преобразовать дюймы в миллибары: mb = 33.864 х дюймы или стартовать с 30.00 дюймов = 1016mb и изменять соответственно на 1mb для каждых 0.03 дюйма.

Области высокого и низкого давления (называемые «антициклон» и «циклон») показаны на рис. G255 и G251, где схематически представлено распределение воздуха над одной тысячей миль океана. Антициклон – огромный холм воздуха, циклон – впадина (депрессия).

ИзображениеИзображение

На рис. G251 показано, что где либо в антициклоне (1024 mb) давление выше, чем где либо в циклоне (996 mb), так как над ним больше воздуха.

ИзображениеИзображение

Поскольку воздух – текучая среда, он следует натуральной тенденции стекать с высоты во впадину, увлекаемый силой тяжести. Следовательно, воздух в антициклоне всегда стремится наружу от центра высокого давления и опускается, стремясь внутрь циклона – к центру низкого давления, и поднимается. Следовательно, имеем ветер! В точке «В» не может быть ветра, поскольку воздух распределен равномерно и давление одинаково по всем сторонам региона. Окружности над циклоном и антициклоном показывают, как эти участки представлены на картах погоды. Окружности – это контуры с одинаковым давлением, называемые изобары, обычно отмечены двумя последними цифрами значения давления, которое они представляют (24 означает 1024mb) и нарисованы с 4-mb интервалом. Изобары можно рассмотреть по аналогии с контурами высоты на топографических картах, и на данной схематической картинке распределения воздуха, они как бы отражают действительную высоту «холма» или «впадины», хотя фактическое давление также зависит от плотности (температуры) воздуха так и от высоты.

А сейчас мы подходим к другой проблеме – почему ветер дует по кругу. Движущая сила гравитации одинакова во всех горизонтальных направлениях, но действительное движение воздуха должно быть описано с учетом сферической формы земли, вращающейся под ним. Результат называют «эффект Кориолиса»: все, что движется по прямой линии над вращающейся поверхностью описывает куроиду на этой поверхности. Не углубляясь в эту тему отметим: по причине эффекта Кориолиса все на земле (ветра, течения, баллистические ракеты) при их движении в северном полушарии отклоняются вправо и в южном полушарии — влево. Это отклонение зависит от скорости движения и географической широты местности. Влияние эффекта Кориолиса является ключевым в метеорологии и океанографии. Поскольку этот эффект влияет на движение воздушных масс, его часто называют Кориолисовой силой. Так как воздух в северном полушарии вынужден двигаться из области антициклона внутрь циклона под воздействием силы тяжести, Кориолисова сила заставляет его отклоняться вправо (см. рис. G255). В высоких широтах в атмосфере, где нет других сил, воздействующих на воздух, ветер продолжает отклоняться вправо до тех пор, пока Кориолисова сила не уравняется с силой гравитации, которая выталкивает воздух наружу. В результате взимодействия этих сил воздух циркулирует по часовой стрелке вокруг антициклона и против часовой в циклоне.

Это базовое правило движения воздуха в циклоне и антициклоне является фундаментальным в предсказании ветра, но прежде, чем мы продолжим с этим, необходимо прояснить еще некоторые моменты. Из-за разности плотностей воздуха, антициклон может содержать большее его количество, чем рядом находящийся циклон, даже при одинаковой высоте столба воздуха. Холодный воздух тяжелее, чем теплый, поэтому в регионе с холодным воздухом давление будет выше, чем в таком же с теплым воздухом при той же высоте. Следовательно, ветер из антициклона в циклон и вращение его будет таким же. Поэтому лучше представлять разность давлений (градиент) как основную силу, заставляющую воздух двигаться. (см. рис. G255a)

ИзображениеИзображение

Чем больше градиент давления (т.е. разность давлений над соседними участками), тем больше сила, воздействующая на воздух и тем сильнее ветер. Величина градиента давления или его крутизна отображается на погодных картах расстоянием между изобарами: чем ближе изобары расположены друг к другу, тем больше градиент. (рис. G254)

ИзображениеИзображение

Теперь, когда мы рассмотрели эти вопросы, отметим еще один важный фактор. Когда ветер дует над земной поверхностью, возникает еще одна сила – сила трения воздуха об эту поверхность, и она влияет и на скорость и на направление ветра. Исходя из текучей натуры воздуха, можно провести сравнение с водой, стекающей по наклонной поверхности, например стеклянной и покрытой наждачной бумагой. Понятно, что наждачная бумага создает большую силу трения и поток замедляется больше, чем на стекле. Так и с ветром. Как только он начинает дуть из антициклона и Кориолисова сила отклоняет его вправо, трение воздуха о землю сопротивляется этому отклонению и уменьшает скорость ветра по сравнению с ветром на высоте, где нет трения о землю. В результате – скорость ветра у земли меньше, чем на высоте и его направление уже не следует строго вдоль изобар, а стремится слегка наружу от центра антициклона. То же происходит и в циклоне, только наоборот, приземный ветер отклоняется внутрь циклона, к его центру. Обычно угол отклонения ветра от изобар наружу в антициклоне и внутрь в циклоне составляет 15° — 30° и зависит от состояния поверхности и изгиба изобар. Над землей, где трение больше, этот угол может достигать значений 30° — 45°. (рис. G255)

Хотя это может показаться не важным, но эта разница в скорости и направлении ветра над землей и на высоте весьма важна при наблюдении за погодой и при ее прогнозе. Чтобы лучше объяснить эти моменты, мы должны условиться о терминах. Ветер называют по направлению, откуда он дует. Северный ветер дует с севера на юг, юго-западный ветер дует с юго-запада и т.д. Также, морской бриз дует с моря на берег, а береговой бриз – с берега в море. Изменения направления ветра тоже имеют свои названия. Поворот ветра вправо называется «veer» (вие), а влево «backing shift» или «back» (бэк), как показано на рисунке G135.

ИзображениеИзображение

Северный ветер, который меняется на северо-восточный – идет вправо (veered), если лн меняется на северо-западный, то идет влево, против часовой стрелки (backed). Эти определения применяются к ветрам всех направлений и во всех местностях как в северном полушарии, так и в южном. Направления относительно ветра также имеют свои названия. “Windward” (виндвард) означает – ветер в лицо. “Leeward” (леевард) – ветер в спину. “Lee shore” – (лее-шое) – подветренный, на который вы смотрите, глядя по ветру (не против ветра!)
Чтобы определить, где находится центр циклона, нужно стать лицом к ветру, и тогда центр низкого давления окажется на вашей правой стороне, немного сзади (около 30°).(см. рис G168)

ИзображениеИзображение

Если мы имеем северный ветер, скажем, 30 узлов на высоте кучевых облаков, то у поверхности будет только 20-узловой ветер от северо-северо-запада. Причина – трение воздуха о поверхность земли. Другими словами – ветер наверху поворачивает вправо относительно к ветру у земли, и это справедливо для всех ветров в антициклонах и циклонах. Результатом этого есть направление движения кучевых облаков. Поскольку они бегут по ветру наверху, направление их движения не совпадает с направлением ветра у земли. Если вы станете лицом к ветру, вы увидите облака, бегущие не строго на вас. Обычно их курс отклоняется на 30° вправо. Порывы ветра – другой пример этого эффекта. Причиной порывов служит вертикальная нестабильность в воздухе. Порывы – это просто большие «куски» ветра с высоты, которые брошены вниз, к земле. И поскольку они приходят сверху, где нет трения о землю, ветер в порывах сильнее и заходит вправо относительно ветра, сохраняя свое «верхнее» направление. Если коротко: когда приходит порыв ветра, он отворачивает вправо.

Другим результатом трения есть его вклад в типичное изменения направления ветра у низкого берега. Поскольку вода создает меньшее трение, чем суша, над морем ветер обычно сильнее, чем на берегу. Не редко, ветер над большим водным пространством вдвое сильнее, чем на ближайшем берегу в то же время – важная практическая подсказка для выходящих в море из гаваней или прибрежных якорных стоянок. Когда трение о воду сменяется трением о землю при пересечении береговой черты, направление ветра также изменяется и ветер отворачивает влево, начиная с некоторого расстояния от берега. (G267).

ИзображениеИзображение

Общая тенденция такая, что при приближению к берегу, ветер дует более перпендикулярно береговой чете, чем в открытом море.
Наряду с тем фактом, что ветра циркулируют в разных направлениях вокруг циклона и антициклона, имеется другое, более важное различие между этими погодными системами: Циклон всегда приносит плохую погоду, а антициклон – обычно хорошую. Более того, ветра в циклонах всегда сильнее. А антициклоны известны своими слабыми ветрами. Чтобы разобраться, почему это происходит, давайте пристальнее взглянем на то, какие силы здесь вовлечены. Зная, что две силы причиняют ветра – градиент (или разность) давления, и Кориолисова сила, путем несложных векторных разложений сил, можно сделать вывод, что для ветров в антициклоне результирующая сила = Кориолисова сила – сила разности давлений. В циклоне же, эта результирующая сила, вызывающая ветер будет = Кориолисова сила + сила разности давлений, что конечно же больше, чем в первом случае. А значит, и ветер в циклоне сильнее.
Как правило, чем быстрее движется циклон, тем интенсивнее его ветра. Летом циклоны путешествуют со скоростью 10 -20 узлов; зимой скорость их движения возрастает до 20 -30 узлов. В любое время года циклон может остановиться (так называемый «стационарный циклон»), а зимой его скорость может достигать 60 узлов. Повсюду в средних широтах (30° — 60°), циклоны движутся в восточном направлении через океан. В тропиках же — больше в западном направлении.

Вся плохая погода – это циклоны. Шторм – это большой циркулирующий циклон; ураганы и другие тропические депрессии – это малые, интенсивные циклоны; фронтальные системы – это длинные и узкие области низкого давления; и шквалы – очень локализованные циклоны под высокими кучевыми облаками. Наряду с сильными ветрами, циклоны приносят облачность и дождь: так как воздух в циклонах всегда поднимается, он охлаждается с высотой до точки росы, и когда он становиться насыщенный влагой или кристаллами льда, начинается дождь. В антициклонах же, воздух опускается, и любые облака, что появились в антициклоне, испарятся при опускании вниз и нагревании.


Из Weather Trainer by David Burch
Перевод С.Свистула

Опубликовано в журнале «Фарватер»

ПОДПИШИТЕСЬ СЕГОДНЯ

Научитесь что-то делать своими руками лучше с нашими техниками, статьями об авто и гараже, смотрите последние обзоры инструментов и материалов для ремонта; вдохновляйтесь приключенческими историями на строительную тематику. Друзья! Подпишитесь сейчас если наш сайт помог вам или просто понравился, вы можете помочь нам развиваться и двигаться дальше. Для этого можно:

* Оставить комментарий к статье.

* Подписаться на наш канал на YouTube.

* Поделитесь этой информацией.


Спасибо!


Нет комментариев. Ваш будет первым!

Возможно вас заинтересует

Паралет XXI века - прошу критической оценки...
Назрела идейка - к мощному мультикоптеру закрепить парапланерную подвеску, на четырех стропах (закре
ОБРАЗЕЦ заявки на полёты в зоне G
Друзья, периодически в личных сообщениях люди просят помочь подать заявку на полёты.
Как выбрать запасной парашют для парапланеризма?
Это тот комплект, который вы никогда не захотели бы применять при полётах на параплане.
Как летать лучше в термике
«Чтобы максимизировать вашу общую скорость на маршруте, нам также нужно научиться максимально увелич
10 правил погоды для полётов
Хонза Рейманек ведет регулярную метеорологическую колонку в журнале Cross Country.
Структура воздушного пространства
Полезный сервис для определения зоны на ваших площадках и местах полётов.
Взлёты без падений
Хорошая компиляция типичных ошибок; распространено среди новичков.
Крылья на колёса паралётов и аэрошютов
Давно у меня были мысли написать про крылья на колёса. Но как-то не доходили руки.
Аэрошют с закрытой кабиной
Аэрошют замечательный летательный аппарат. Летает спокойно, вальяжно.
Как сделать ограждение без трубогиба
После опубликования статьи как сделать Ограждение винта на аэрошюте Феликс я стал получать вопросы п
Защита воздушного винта
Если вы летаете с помощью мотора, то вам, как не крути, нужен воздушный винт...
Лёд в карбюраторах
В данной статье я хочу поделиться своими наблюдениями за образованием льда в карбюраторах.

ЛТК СЛА АИР СПОРТ

Информационный портал клуба © "Air Sport Russia". Клуб внесён в единый реестр Московского отделения ОФ СЛА России - Регионального отделения ООГО "ДОСААФ России" № 31 от 26 июля 2010 года. * Для детей старше 16 лет.

Mail: airsport@mail.ru
Тел: +7 926 245 II 2I
Skype: airsport.ru

Введение в постройку аэрошюта ФЕЛИКС
Настоящий буклет раскроет перед вами секреты самостоятельной постройки аэрошюта ФЕЛИКС. Аэрошют ФЕЛИКС это двухместный аэрошют.
Дмитрий Куликов 8 лет назад
"ВУПИ" - Новейший аппарат авиаконструктора Кальберматтена
Целых 20 лет грезит швейцарец Лоран Калберматтен (Laurent de Kalbermatten) о необычных, невиданных летательных аппаратах: и вот!!!
Air Sport Russia 4 года назад
Первый полёт человека. Ричард Пирс, 31 марта 1902 года
Популярная история гласит, что братья Райт в Китти Хок в США были первыми, кто полетел, но это не так!
Сергей Сергеев 4 года назад
Моторама аэрошюта ФЕЛИКС
Для изготовления моторамы у вас должно быть три куска квадратной 30 мм трубы, один длинной 225 мм, два других по 470 мм.
Дмитрий Куликов 8 лет назад
Рекомендуемое крыло и двигатель для аэрошюта ФЕЛИКС
Я рекомендовал бы использовать Rotax 503 – два карбюратора и двойное зажигание.
Дмитрий Куликов 8 лет назад
Список материалов для постройки аэрошюта ФЕЛИКС
Пожалуйста, прочитайте данный буклет полностью, прежде чем заказывать материалы или начинать постройку аэрошюта ФЕЛИКС.
Дмитрий Куликов 8 лет назад
Плотность высоты
Большинство пилотов аэрошютов не имеют абсолютно никакого представления об изменении плотности воздуха с изменением высоты или чтото слышали и имеют с
Дмитрий Куликов 11 лет назад
Места под сидения аэрошюта ФЕЛИКС
Установка сидений очень проста. Можно сделать квадратной трубкой, можно круглой, можно полосой. Из подручного материала.
Дмитрий Куликов 8 лет назад
Задние оси аэрошюта ФЕЛИКС
У Вас должна быть пара отрезков 30 трубы длинной 760 мм. Есть два варианта изготовления осей задних колёс.
Дмитрий Куликов 8 лет назад
Мини курс наземной подготовки пилотов аэрошютов
Аэрошюты — это очень просто! Захватите чашечку кофе, круасан и учитесь лететь на вашем аэрошюте.
Дмитрий Куликов 13 лет назад